Юридическая помощь
Дорогие друзья! На этой странице вы можете получить ответ на свой вопрос, адресованный юристам, а также познакомиться с самими популярными вопросами, которые задают дети-сироты и приемные родители. На вопросы будут отвечать юристы: Андрей Лопатин — руководитель компании «Правовая информатика» и Михаил Кучкин — руководитель компании «Субъект права».
Какие выплаты полагаются детям сиротам?
1. Страховая пенсия
Дети-сироты имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Выплата назначается, если у умерших родителей ребенка имеется страховой стаж. Пенсионная выплата состоит из двух частей — страховой и фиксированной.
Страховая часть пенсии рассчитывается из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и стоимости одного пенсионного коэффициента. Ребенку, потерявшему обоих родителей, ИПК определяется путем суммирования ИПК обоих родителей. Ребенку умершей одинокой матери ИПК увеличивается в два раза.
К страховой пенсии начисляется ежемесячная доплата в фиксированном размере, которая установлена в сумме 5 686,25 рублей (без учета районных коэффициентов). Она подлежит ежегодной индексации, однако до 01 января 2025 года положения законодательства в части индексации приостановлены
2. Социальная пенсия
Если у умерших родителей (умершей одинокой матери) ребенка-сироты отсутствует страховой стаж, то назначается социальная пенсия.
Выплата осуществляется детям до 18 лет или до 23 лет, если они обучаются по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Пенсия ежегодно индексируется. Размер социальной пенсии детям-сиротам с 01 апреля 2020 года составляет 11 212,36 рублей в месяц (без учета районных коэффициентов).
Законодательством субъекта РФ для детей-сирот может быть предусмотрена региональная социальная пенсия.
Стоит отметить, что зачастую для детей-сирот «выгоднее» оформить именно Социальную пенсию, особенно в том случае если родители или не имели работу, или заработная плата выплачивалась «в конверте». Одновременное оформление Страховой и Социальной пенсии недопустимо.
3. Выплаты обучающимся детям-сиротам.
Детям-сиротам, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет бюджетных средств, в соответствии с частью 5 статьи 36 Закона № 273 и подпункта 4, 7 статьи 6 Закона № 159 выплачиваются:
— государственная социальная стипендия;
— ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.
Выпускникам организаций для детей-сирот, специальных учебно-воспитательных учреждений, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, могут выплачиваться):
— денежная компенсация на приобретение бесплатного комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования (если они не были получены в натуре);
— единовременное денежное пособие.
Региональным законодательством также могут устанавливаться другие выплаты для обучающихся сирот.
Какие существуют гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
1. Гарантии выпускникам организаций для детей-сирот
Выпускникам организаций для детей-сирот оказывается, помощь в социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни, в том числе в виде постинтернатного сопровождения (патроната).
Патронат осуществляется в форме посещения выпускника по месту его фактического проживания не реже двух раз в неделю. Также выпускнику оказывается консультативная, социально-правовая и социально-педагогическая помощь.
2. Гарантии в сфере образования
право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения (за счет бюджетных средств);
право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения (за счет бюджетных средств);
преимущественное право приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества;
право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных средств — при наличии у ребенка среднего общего образования, а также в период получения им такого образования;
преимущественное право зачисления в образовательную организацию по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных средств при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях;
до 01.01.2021 право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных средств в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
полное государственное обеспечение до завершения обучения по очной форме по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных средств;
право на выплату государственной социальной стипендии и ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также полной заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, — детям, обучающимся по основным образовательным программам;
сохранение полного государственного обеспечения и стипендии на весь период академического отпуска по медицинским показаниям;
бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а один раз в год — к месту жительства и обратно к месту учебы в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ;
обеспечение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений, в которых они обучались и воспитывались, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица обучались по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, одеждой, обувью, постельным бельем и мебелью по установленным нормам, а также единовременным денежным пособием в размере не менее 500 руб.
3. Гарантии в сфере здравоохранения
бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, а также лечение за пределами РФ за счет федерального бюджета в установленном порядке;
путевки в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации — при наличии медицинских показаний), а также оплата проезда к месту лечения (отдыха) и обратно.
4. Гарантии в сфере труда
проведение профориентации и диагностики профпригодности с учетом состояния здоровья. Такую работу с указанной категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет должны проводить органы службы занятости;
выплата пособия по безработице и стипендии во время прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости. Пособие назначается лицам из числа вышеуказанных граждан, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах службы занятости в статусе безработного;
профессиональное обучение с последующим трудоустройством в случае увольнения в связи с ликвидацией, сокращением численности (штата). Работодатели (их правопреемники) должны обеспечить обучение и трудоустройство за свой счет.
5. Гарантии в сфере судопроизводства
Бесплатная юридическая помощь в соответствии с законодательством о бесплатной юридической помощи в РФ.
6. Гарантии в сфере уплаты налогов и сборов
освобождение от обложения НДФЛ доходов в виде благотворительной помощи независимо от источника выплаты;
освобождение от уплаты государственной пошлины за прием в гражданство РФ, за выдачу паспорта гражданина РФ.
Можно ли вместо квартиры получить деньги от государства на приобретение квартиры?
В настоящее время Российским законодательством такой вариант обеспечения жильем детей-сирот не предусмотрен. Государство обеспечивает жильем детей-сирот путём предоставления квартиры по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ.
Иных мер по обеспечению детей-сирот жильём на пока нет, а значит деньги вместо квартиры получить нельзя.
Однако, на сегодняшний день, ведутся работы по внесению изменений с 01 января 2021 года в ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым предлагается выдавать государственный жилищный сертификат субъекта Российской Федерации – именной документ, удостоверяющий право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на однократное получение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплаты для приобретения жилого помещения в собственность (далее – сертификат).
Форма такого сертификата и требования к его заполнению будут утверждаться законодательством субъекта Российской Федерации (в частности Законом Красноярского края).
Для получения такого сертификата необходимо будет предоставить:
-
копию документа, удостоверяющего личность заявителя, с предъявлением оригинала;
-
копию трудовой книжки, заверенную в установленном порядке работодателем и характеристику с места работы заявителя;
-
копию документа, подтверждающего регистрацию заявителя в качестве индивидуального предпринимателя либо осуществление профессиональной деятельности, которая в соответствии с действующим законодательством подлежит государственной регистрации (при наличии);
-
копию документа о составе семьи заявителя;
-
справка об отсутствии у заявителя судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении в отношении него уголовного преследования;
-
справка из психоневрологического и наркологического диспансеров о том, что заявитель не состоит на учете в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
-
другие документы, установленные законодательством субъекта Российской Федерации.
Расчет размера выплаты, удостоверяемой сертификатом, будет определяться исходя из:
-
установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма;
-
норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета выплаты;
-
других параметров, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (законом Красноярского края).
Решение о выдачи сертификата будет приниматься комиссией.
Указанные положения о сертификате на приобретения жилья на сегодняшний день ещё не приняты. Проект Федерального закона, в котором содержатся поправки, проходит независимую антикоррупционную экспертизу, что не исключает возможности его принятия в будущем.
Ход рассмотрения проекта Федерального закона можно отследить на Официальном сайте для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов.
Такие изменения законодательства связаны с тем, что по состоянию на 10 января 2020 года общая численность детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, составляет 279 260 человека (говорится в пояснительной записке к законопроекту). Из них 191 004 человек, у которых право на обеспечение жильем наступило, но не реализовано (от 18 лет и старше). Современные темпы строительства жилья не позволяют оперативно обеспечить всех нуждающихся жилыми помещениями. Предусмотренные законопроектом нововведения позволят ускорить процесс обеспечения детей-сирот жильём. Примерный номинал сертификата, по предварительным расчётам, будет составлять до 1 500 000 рублей (из расчёта средней стоимости квадратного метра жилья в России). Таким образом, возможно совсем скоро проблема с невозможностью оперативно предоставить жильё детям-сиротам разрешиться на законодательном уровне.
Может ли родитель, лишенный родительских прав или ограниченный в них, восстановить их?
Отмена ограничения родительских прав или восстановление в родительских правах производится судом по иску родителей (одного из них), ограниченных в родительских правах или лишенных родительских прав.
Такое требование предъявляется к лицу, на попечении которого находится ребенок (другой родитель, опекун (попечитель), приемные родители, патронатные воспитатели, органы опеки и попечительства, организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Суд может принять решение об отмене ограничения родительских прав и о возвращении ребенка родителям (одному из них), если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали (например, имеет место изменение в лучшую сторону поведения или образа жизни родителей (одного из них) либо их состояния здоровья) и возвращение ребенка родителям (одному из них) отвечает интересам ребенка.
Если суд придет к выводу о том, что возвращение ребенка родителям (одному из них) противоречит интересам ребенка, суд вправе, с учетом мнения ребенка, отказать в удовлетворении иска в части возврата ребенка родителям (одному из них).
При рассмотрении иска о восстановлении в родительских правах суд, проверяет, изменились ли поведение и образ жизни родителей, лишенных родительских прав, и (или) их отношение к воспитанию ребенка. Иными словами, отпали ли основания для лишения родительских прав, предусмотренные статьей 69 Семейного кодекса РФ.
Суд также вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если придет к выводу о том, что восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка.
Стоит отметить, что одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них). Если суд придет к выводу о том, что возвращение ребенка родителям (одному из них) не отвечает интересам ребенка, суд вправе отказать в удовлетворении этого требования, в том числе и в случае удовлетворения иска в части восстановления в родительских правах.
Важно отметить, что даже в тех случаях, если родители изменили свое поведение и могут надлежащим образом воспитывать ребенка, однако ребенок усыновлен и усыновление не отменено в установленном порядке или, если ребенок, достигший возраста десяти лет, возражает против восстановления родителей в родительских правах, независимо от того, по каким мотивам ребенок не согласен на восстановление родительских прав суд откажет в восстановлении родительских прав.
Наследует ли ребенок, если умерший родитель был лишен родительских прав или ограничен в них, и не восстановлен в них на день смерти?
В соответствии с частью 4 статьи 71 Семейного кодекса РФ, ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
Ребенок, переданный на попечение, также сохраняет право на наследование за родителем, лишенным родительских прав. В этом случае законный представитель подопечного вправе обратиться к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство не позднее шести месяцев с момента смерти наследодателя
Руководствуясь частью 3 статьи 74 Семейного кодекса РФ, ребенок, в отношении которого родители (один из них) ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
Следовательно, ребенок, родители (родитель) которого лишены родительских прав или ограничены в них, и в установленном законом порядке не восстановлены в них, наследует имущества такого родителя (родителей) на общих основаниях.
Так, согласно части 1 статьи 1142 Гражданского кодекса РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Однако, если ребенок был усыновлен (удочерен), то он утрачивает имущественные права по отношению к своим родителям и родственникам
Таким образом, ребенок, родитель которого лишен (ограничен) родительских прав и не восстановлен в них, вправе наследовать имущество такого родителя и является наследником первой очереди.
Стоит отметить, что не наследуют по закону родители после детей, в отношении которых родители были в судебном порядке лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства.
Вы имеете право на получение жилого помещения. После обращения с соответствующим заявлением в Администрацию Вам сообщили, что жилое помещение предоставляется в порядке очереди, в которую Вы вступаете после написания заявления и включения Вас в реестр нуждающихся. Правомерно ли это?
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся … жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» уполномоченный Правительством края орган исполнительной власти края в области образования формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту статьи — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Иными словами, уполномоченные органы власти Красноярского края должны создавать списки, в которых перечисляются все дети-сироты, имеющие право на квартиру.
Однако глава 10 Жилищного кодекса РФ, регламентирующая порядок и условия предоставления специализированных жилых помещений, а также статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусматривает предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очередности.
Список предполагает собой просто перечень лиц (реестр) нуждающихся в жилых помещениях, и не предполагает возникновение какой-либо очереди на эти помещения.
Данный вывод поддерживается многочисленной судебной практикой Красноярского краевого суда:
— Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 13.05.2020 по делу № 33-3970/2020;
— Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 06.05.2020 по делу № 33-3872/2020;
— Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 18.12.2019 по делу № 33-17593/2019;
— Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 23.10.2019 по делу № 33-14782/2019.
Представляем вам Разъяснения по вопросу правомерности очередей для детей-сирот на выдачу квартир
Вы имеете право на получение жилого помещения. Какой дальнейший порядок действий?
В соответствии с пунктом 7 статьи 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» уполномоченный Правительством края орган исполнительной власти края в области образования включает в список лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, на основании заявления о включении в список или копии вступившего в законную силу решения суда о защите их жилищных прав, установленных статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту настоящей статьи — Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот).
Иными словами, Вам необходимо написать заявление с приложением следующих документов:
а) копия свидетельства о рождении — для детей-сирот;
б) копия паспорта гражданина Российской Федерации либо документа, его заменяющего, — для детей-сирот, достигших возраста 14 лет, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет;
в) копия договора социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии), (представляются по собственной инициативе);
г) копия паспорта гражданина Российской Федерации либо документа, его заменяющего, — для законного представителя или представителя по доверенности, являющегося физическим лицом, копия правоустанавливающих документов юридического лица — для законного представителя, являющегося юридическим лицом, и копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя или представителя по доверенности, в случае подачи ими заявления о включении в список;
д) копия документа, подтверждающего утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя);
е) решение об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений (представляется по собственной инициативе);
ж) копия документа, подтверждающего постоянное проживание детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, на территории края, в случаях отсутствия регистрации по месту жительства;
з) документ, подтверждающий право (или его отсутствие) собственности на закрепленное жилое помещение (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним), в случае, если дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет, являются собственниками закрепленного жилого помещения (представляется по собственной инициативе);
и) документ органа, осуществлявшего до 1 января 1999 года регистрационную деятельность в отношении недвижимого имущества, о наличии (отсутствии) в собственности детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, жилых помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (представляется по собственной инициативе);
к) копия правового акта органа опеки и попечительства о направлении ребенка-сироты на воспитание в организацию для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о передаче его под опеку (попечительство), в приемную семью (представляется по собственной инициативе);
л) согласие на обработку персональных данных заявителя.
Для вашего удобства вышеуказанное заявление с документами вы можете подать через многофункциональные центры, лично. По истечении 60 дней с момента регистрации вашего заявления Уполномоченный Правительством края орган исполнительной власти края в области образования рассматривает поступившие копии заявления о включении в список и прилагаемых к нему документов не позднее 60 рабочих дней со дня регистрации органом местного самоуправления заявления о включении в список в журнале регистрации заявлений о включении в список и принимает решение о включении или об отказе во включении в список.
В том случае если вы не согласны с решением органа, у Вас есть право на обжалование решения в судебном порядке.