Рекомендации логопеда для родителей ребенка 2-3 лет
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, а также от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
- Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д.
- Говорите о том, что вы делаете, видите, о том, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
- Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
- Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребëнка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «что он делает?» вместо «он играет?».
- Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
- Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?». «Это» может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
- Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь ещë.
- Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребëнка и продолжайте их заучивать.
- После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов.
- Занимайтесь каждый день.
- Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч» и т.д.
- Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.Очень важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».Материал подготовлен логопедом фонда Любовью Валерьевной Серебряковой
Перед каждым родителем рано или поздно встаёт вопрос: как научить ребёнка читать? Кто-то озадачивается этим, когда чаду 5-6 лет, другие считают, что надо подождать до школы, там всему научат.
Мы не будем рассуждать по поводу того, что правильнее. Но в любом случае помощь взрослых при обучении детей чтению необходима.
В первую очередь потому что чтение – это достаточно сложный процесс, и ребёнку реально трудно. Надо запомнить названия букв и не перепутать их. Ведь, с точки зрения ребёнка, они так похожи! Какие-то круги, полукруги и палочки разной длины и с наклоном в разные стороны.
Но мало того, что эти буквы надо запомнить, не путать, суметь написать. Так их ещё надо читать не каждую отдельно, а объединяя в слова! А слов так много на каждой строчке… А сколько их на странице – даже подумать страшно. Почувствовали себя в роли ребёнка? Обратили внимание на его трудности?
Так как же взрослые могут помочь детям научиться читать? Об этом мы будем более подробно говорить в рубрике «Учимся читать».
Вы узнаете много полезной информации:
- какие игры и упражнения помогут запомнить буквы;
- что делать, если ребёнок пишет буквы и цифры зеркально;
- как научить ребёнка сливать буквы в слоги, а слоги в слова;
- какие упражнения помогут ребёнку грамотно писать под диктовку.
Кроме того, мы проанализируем несколько старых советских букварей, сравним их с современными аналогами и выясним, как в 30-е годы прошлого века смогли научить читать не только детей, но и взрослых.
Это примерный перечень тем, которые мы будем обсуждать в нашей рубрике. Если у вас есть свои вопросы или вы столкнулись с какими-либо трудностями – пишите, мы обязательно всë обсудим вместе.
Материал подготовлен логопедом Мариной Ивановной Кульбацкой