Какие направления работы действуют в программе «Детский дом»?
Программа «Детский дом» – очень объемная, потому что включение в жизнь другого человека всегда вскрывает много аспектов, где нужны ресурсы / знания, помощь специалистов или терпение и чуткость. Помимо наставничества существуют и другие направления в работе.
1. Индивидуальная работа с ребенком дошкольного возраста. В одном из детских домов у нас есть дошкольная группа, где находятся дети от 4 до 7-8 лет. Сначала мы с ними совсем не работали – малыши привязываются, наставничество им может даже навредить. А потом возникло несколько случаев, когда детям 5-6 лет из-за состояния здоровья (один мальчик ничего не слышал и не мог установить контакт с другими детьми, девочка с онкологией, которое много времени проводила в боксе) остро нуждались в индивидуальном внимании. Конечно, к таким детям мы направляем только самых надежных, опытных, проверенных волонтеров. Сейчас потихоньку этот формат работы расширяется: это не наставничество в полном смысле этого слова, подбирается максимально индивидуальный формат, но – при этом – в приоритете также сохраняются потребности ребенка.
2. «Гостевой режим» — этот формат, наоборот, подходит для ребят постарше. Наставники, у которых оформлена «временная передача ребенка в семью» (= «гостевой режим»), забирают своих подопечных в гости с ночевой – на выходные, каникулы, имеют возможность вместе ходить в походы или даже ездить (с разрешения опеки) в другие города. Такая форма не рекомендована для детей младше 10 лет. Почему? Потому что дом наставника может оказаться первым домом, где побывал ребенок после изъятия из семьи. Это запускает множество сложных процессов: от попыток встроиться в детско-родительские отношения и прямых вопросов: «Можно мне не идти в детский дом? Ты не могла бы меня забрать?» — до сильной привязанности, которая не позволяет даже допустить мысль о переходе в приемную семью. А вот для ребят постарше, которые уже понимают, что значит «в гости», могут принять, что это стабильно и надолго, но не про семью, такая форма может стать отличным опытом: они видят отношения в семье, участвуют в повседневной жизни, попадают в разные ситуации и вместе с наставником с ними справляются, не говоря уже об элементарных бытовых навыках, которые дома усваиваются непринужденно и легко.
3. Сопровождение выпускников. После выпуска потребность в наставнике становится ни чуть не меньше. Казалось бы, уже совсем взрослые, самостоятельные… А нет, вопросов становится только больше. Здорово, когда есть человек, к которому можно обратиться, не опасаясь реакции. Вопросы разные – и про отношения, и про профессию, и про деньги, а еще про смерть и смысл жизни… У нас есть такие пары, которые поддерживают общение после выпуска ребенка.